Информацию обрабатываемую программным путем называют. Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера? Из каких простейших элементов состоит программа
Программа - это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.
Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными .
Описанные принципы устройства и работы ЭВМ впервые были предложены в 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Принципы фон – Неймана и запишите в тетрадь принципы устройства и работы ЭВМ
ЦОР Информационный обмен в компьютере (N 118488), Схема устройства компьютера (N 118497).
Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти.
Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. Информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забывать, а записи сохраняются надежнее.
У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память.
Запишите определения:
Оперативная память - это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает.
Внешняя память - это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.
Рассмотрите рис. 2.3 Структура внутренней памяти компьютера.
В каждой клетке может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой.
Запишите правило со стр. 37.
Данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода.
Один символ из двухсимвольного алфавита несет 1 бит информации.
Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называется «бит».
Бит - наименьшая частица памяти компьютера. Следовательно, у слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера.
Запишите следующее правило со стр. 37.
В одном бите памяти хранится один бит информации.
Битовая структура определяет первое свойство внутренней памяти компьютера - дискретность. Дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты.
Второе свойство внутренней памяти компьютера - адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации.
Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля.
Запишите следующее правило:
Порядковый номер байта называется его адресом
Принцип адресуемости означает, память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира - это байт, а номер квартиры - это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера. Запишите правило со стр. 38.
Запись информации в память, а также чтение ее из памяти, производится по адресам
Рассмотрите слайд презентации Носители и устройства внешней памяти.
Назовите виды внешней памяти. Какие устройства к ним относятся?
Заранее к этому уроку было дано задание 2-м ученикам подготовить сообщение по теме «Носители и устройства внешней памяти». Прослушайте сообщения.
Закрепление материала.
Сегодня на уроке вы узнали много нового, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Молодцы! Все справились с заданием! (Похвалить консультантов).
А теперь проведем небольшое соревнование, победители получат пятерку. (Учащиеся делятся на команды по 2 парты)
Какие основные классы компьютеров Вам известны?
Существует два основных класса компьютеров:
Цифровые компьютеры, обрабатывающие данные в виде двоичных кодов;
Аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические
величины (электрическое напряжение, время и т.д.), которые являются аналогами
вычисляемых величин.
В чём состоит принцип действия компьютеров?
Компьютер (англ. computer - вычислитель) представляет собой программируемоеэлектронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, атакже выполнять другие задачи манипулирования символами.
Из каких простейших элементов состоит программа?
Программа - состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
Что такое система команд компьютера?
Команда - это описание элементарной операции, которую должен выполнитькомпьютер. В общем случае, команда содержит следующую информацию: код выполняемой операции; указания по определению операндов (или их адресов); указания по размещению получаемого результата.В зависимости от количества операндов, команды бывают: одноадресные; двухадресные; трехадресные; переменноадресные.
Перечислите главные устройства компьютера.
Память (запоминающее устройство, ЗУ), состоящую из перенумерованных ячеек; процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико- логическое устройство (АЛУ); устройство ввода; устройство вывода.
Опишите функции памяти и функции процессора.
Функции памяти: приём информации из других устройств; запоминание информации; выдача информации по запросу в другие устройства машины. Функции процессора: обработка данных по заданной программе путем выполнения арифметических и логических операций; программное управление работой устройств компьютера.
Назовите две основные части процессора. Каково их назначение?
Первая часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством (АЛУ), а вторая его часть, выполняющая функции управленияустройствами, называется устройством управления (УУ).
Что такое регистры? Назовите некоторые важные регистры и опишите их функции.
Существует несколько типов регистров, отличающихся видом выполняемыхопераций. Некоторые важные регистры имеют свои названия, например: сумматор - регистр АЛУ, участвующий в выполнении каждой операции; счетчик команд - регистр УУ, содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой команды; служит для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти; регистр команд - регистр УУ для хранения кода команды на период времени, необходимый для ее выполнения. Часть его разрядов используется для хранения кода операции, остальные - для хранения кодов адресов операндов.
Сформулируйте общие принципы построения компьютеров.
В чём заключается принцип программного управления? Как выполняются команды условных и безусловных переходов?
В чём суть принципа однородности памяти? Какие возможности он открывает?
В чём заключается принцип адресности?
2.14. Какие архитектуры называются "фон-неймановскими"?
В основу построения подавляющего большинства компьютеров положеныследующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученымДжоном фон Нейманом.1. Принцип программного управления . Из него следует, что программа состоитиз набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другомв определенной последовательности. Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этотрегистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очереднойкоманды на длину команды.А так как команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самыморганизуется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти.Если же нужно после выполнения команды перейти не к следующей, а к какой-тодругой, используются команды условного или безусловного переходов, которые заносятв счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду. Выборкакоманд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды “стоп”.Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, безвмешательства человека. 2. Принцип однородности памяти . Программы и данные хранятся в одной и той жепамяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число,текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и надданными. Это открывает целый ряд возможностей. Например, программа в процессесвоего выполнения также может подвергаться переработке, что позволяет задавать всамой программе правила получения некоторых ее частей (так в программе организуетсявыполнение циклов и подпрограмм). Более того, команды одной программы могутбыть получены как результаты исполнения другой программы. На этом принципеоснованы методы трансляции - перевода текста программы с языкапрограммирования высокого уровня на язык конкретной машины. 3. Принцип адресности . Структурно основная память состоит изперенумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступналюбая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так, чтобы кзапомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их впроцессе выполнения программ с использованием присвоенных имен. Компьютеры, построенные на этих принципах, относятся к типу фон-неймановских.Но существуют компьютеры, принципиально отличающиеся от фон-неймановских. Дляних, например, может не выполняться принцип программного управления, т.е. онимогут работать без “счетчика команд”, указывающего текущую выполняемую командупрограммы. Для обращения к какой-либо переменной, хранящейся в памяти, этимкомпьютерам не обязательно давать ей имя. Такие компьютеры называются не-фон-неймановскими.
Что такое команда? Что описывает команда?
Команда - это описание элементарной операции, которую должен выполнитькомпьютер.В общем случае, команда содержит следующую информацию: код выполняемой операции; указания по определению операндов (или их адресов); указания по размещению получаемого результата.В зависимости от количества операндов, команды бывают: одноадресные; двухадресные; трехадресные; переменноадресные.Каким образом процессор при выполнении программы осуществляет выбор очередной команды?
Что понимается под структурой компьютера? Какой уровень детализации описания компьютера может она обеспечить?
Структура компьютера - это совокупность его функциональных элементов и связеймежду ними. Элементами могут быть самые различные устройства - от основныхлогических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графическипредставляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описаниекомпьютера на любом уровне детализации.
Каковы отличительные особенности классической архитектуры?
К этому типу архитектуры относится и архитектура персонального компьютера с общей шиной, подробно рассмотренная в разделе. Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью.
Перечислите основные и производные единицы измерения количества памяти.
Тактовая частота, Гигагерцы.
Опишите работу стримера.
Стримеры позволяют записать на небольшую кассету с магнитной лентой огромное количество информации. Встроенные в стример средства аппаратного сжатия позволяют автоматически уплотнять информацию перед её записью и восстанавливать после считывания, что увеличивает объём сохраняемой информации.
Недостатком стримеров является их сравнительно низкая скорость записи, поиска и считывания информации.
В последнее время всё шире используются накопители на сменных дисках, которые позволяют не только увеличивать объём хранимой информации, но и переносить информацию между компьютерами. Объём сменных дисков - от сотен Мбайт до нескольких Гигабайт.
Что такое IP-адрес?
IP (Internet Protocol) - протокол межсетевого взаимодействия, отвечающий за адресацию и позволяющий пакету на пути к конечному пункту назначения проходить по нескольким сетям.
Какие основные услуги предоставляет пользователям система WWW?
World Wide Web (WWW, "Всемирная паутина") - гипертекстовая, а точнее,гипермедийная информационная система поиска ресурсов Интернет и доступа к ним.Гипертекст - информационная структура, позволяющая устанавливать смысловыесвязи между элементами текста на экране компьютера таким образом, чтобы можно былолегко осуществлять переходы от одного элемента к другому. На практике в гипертекстенекоторые слова выделяют путем подчёркивания или окрашивания в другой цвет.Выделение слова говорит о наличии связи этого слова с некоторым документом, вкотором тема, связанная с выделенным словом, рассматривается более подробно. Гипермедиа - это то, что получится, если в определении гипертекста заменитьслово "текст" на "любые виды информации": звук, графику, видео. Такие гипермедийныессылки возможны, поскольку наряду с текстовой информацией можно связывать и любую другую двоичную информацию, например, закодированный звук или графику, Так, если программа отображает карту мира и если пользователь выбирает на этой карте с помощью мыши какой-либо континент, программа может тут же дать о нём графическую, звуковую и текстовую информацию.
Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера?
(HardWare)- Составляет основу компьютеров, образует аппаратуру? построенную в основном с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состроит в выполнении программ (SoftWare)- заранее заданных операций. Т.е HardWare- это “железо” внутренности компьютера, а SoftWare- это программное обеспечение, которое заставляет все внутренности компьютера выполнять различные операции.
А) изучение автоматизированных систем;
Б) изучение закономерностей протекания информационных процессов;
В) изучение систем программирования;
Г) изучение алгоритмических конструкций
Д) изучение технологий создания программно – прикладных средств
2. Какой подход рассматривает информацию как средство общения?
А) информационный подход;
Б) атрибутивный подход;
В) системный подход;
Г) коммуникативный подход;
Д) функциональный подход.
3. Какой подход рассматривает информацию как атрибут материи?
А) информационный подход;
Б) атрибутивный подход;
В) системный подход;
Г) коммуникативный подход;
Д) функциональный подход.
4. Какой подход рассматривает информацию как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся систем?
А) информационный подход;
Б) атрибутивный подход;
В) системный подход;
Г) коммуникативный подход;
Д) функциональный подход.
5. Чем объясняется использование различных подходов для описания понятия «информация»?
А)сложностью рассматриваемого явления;
Б) несогласованностью различных научных течений;
В) отсутствием единых подходов к определению информации;
Г) необходимостью многозначного определения;
Д) использованием различных способов описания.
6. Назовите свойство системы, отражающее внутреннее единство системы:
А) иерархичность;
Б) целостность;
В) системность;
Г) структурность;
Д) делимость.
7. Сообщение, написанное на родном языке приемника информации, удовлетворяет свойств…
А) доступности;
Б) понятности;
В) актуальности;
Г) достоверности;
Д)новизны.
8. Объект, использующийся для хранения и передачи информации, называют…
А) знаком;
Б) сигналом;
В) алфавитом;
Г) носителем информации;
Д)языком.
9. Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации, называют…
А) знаком;
Б) сигналом;
В) алфавитом;
Г) носителем информации;
Д) языком.
10. Необходимым средством существования человечества являются…
Б) сигнал;
В) сведения;
Г) информация;
Д) новости.
11. Процесс коммуникации предполагает наличие:
А) двух и более людей
Б) средств хранения информации
В) источника, приемника информации и какала связи между ними;
Г) достоверной информации;
Д) двусторонней связи.
12. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:
А) хранение информации;
Б) передачи информации;
В) поиск информации;
Г) обработка информации;
Д) обмен информацией
13. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:
А) бумага;
Б) средства видеозаписи;
В) лазерный компакт – диск;
Г)дискета, жесткий диск;
Д) магнитная лента.
14. Первым средством дальней связи, где носителем информации выступает не бумага, принято считать:
А) радиосвязь;
Б) телефон;
В) телеграф;
Д) компьютерные сети.
15. На остановке стоит человек в ожидании автобуса №3. Какое количество информации несет сообщение о том, что к остановке подъехал автобус № 4?
Б) нулевая информация;
В) ненулевая информация;
16. в электронных устройствах информация неразрывно связана:
А) с источником информации;
Б) с носителем информации;
В) с приемником информации;
Г) с каналом связи;
Д) с потребителем информации.
17. Компьютер, является универсальным автоматическим устройством для работы:
А) со знаками;
Б) со сведениями;
В) со знаниями;
Г) с информацией;
Д) с данными.
18. Компьютер дублирует основные информационные функции:
А) социальных систем;
Б)человека;
В) животных;
Г) технических систем;
Д) любых биологических систем.
19. Информация отличается для человека и компьютера:
А) способом интерпретации;
Б) типом носителя;
С) способом получения;
Д) способом обработки.
20. Информацию обрабатываемую программным путем, называют:
А) файлом;
Б) каталогом;
В) данными;
Г) множеством;
Д) блоком.
21. Для представления информации в памяти компьютера используется:
Б)русский алфавит
В) кодировка натуральных чисел;
Г) двоичная кодировка;
Д)десятичная кодировка.
22.Для хранения одного байта информации необходимо использовать:
А) 2 байта памяти;
Б) 1 байт памяти;
В) 1 бит памяти;
Г) 2 бита памяти;
Д) 1 машинное слово;
23. Данные, хранящиеся на внешнем носителе компьютера под одним именем, называются:
А) файлом;
Б) каталогом;
В) данными;
Г) множеством;
Д) блоком.
24. Данные хранящиеся в памяти компьютера, становятся активными (могут быть подвергнуты обработке) лишь в случае:
А) интерпретации ее человеком;
Б) загрузки информации из внешней памяти в оперативную
В) приведения компьютера в рабочее состояние;
Г) наличие управляющих сигналов;
Д)возможности программного управления.
25.Преобразователем данных в компьютере в соответствующее сигналы является:
А) процессором
Б)монитором;
В) дисковод;
Г)контроллер;
Д) клавиатура.
26. Носителем информации в компьютере являются:
В) сигнал;
Г) память;
Д)процессор.
27. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождаются:
А) своим адресом;
Б) интерпретацией сигнала;
В) контроллером;
Д) способом обработки.
28. Одним из видов системной информации является:
Б) адреса;
В) программы;
Г) данные;
29. Процесс коммуникации между пользователем и компьютером называют:
А) активизацией программ;
Б) активацией программ;
В)пользовательским интерфейсом;
Г) интерактивным режимом;
Д) режимом внутренней активации
30. Неразрывность информации с сигналом предполагает:
А) одинаковое смысловое содержание информации и сигнала;
Б)однозначность интерпретации сигнала разными приемниками информации;
В) использование обоих понятий в качестве синонимов;
Г) отсутствие информации в сигнале;
Д) неумение выделять смысл сигнала приемников информации.
31.Тип информации, хранящейся в файле, можно определить:
А) по имени файла;
Б) расширению файла;
В) файловой структуре диска;
Г) каталогу;
Д) организации файловой структуры.
32.Информацию, заложенную в каталогах, можно отнести:
А) к семантической;
Б) документальной;
В) системной;
Г) априорной;
Д) технической.
33. Носителем графической информации являются:
Б) пиктограмма;
В) сигнал;
Г) пиксель;
Д) видеоизображение.
34. Информацию, представленную в виде, пригодном для обработки компьютером, называют:
А) знаком;
Б) сведениями;
В) блоком;
Г) данными;
35. Условное изображение информационного объекта или операции называют:
А) сигналом;
Б) пикселем;
В) файлом;
Г)знаком;
Д) пиктограммой.
36. Что из перечисленных объектов не может быть носителем информации:
Б) сигнал;
В) пиксель;
Г) палитра;
Д) пиктограмма
37. Комплекс аппаратных и программных средств, использующихся для оперирования данными, называется:
А) автоматической системой;
Б) автоматом;
В) роботом;
Г) компьютером;
Д) электронно – вычислительной машиной.
38.Интегральные схемы стали использоваться в компьютерах:
А)первого поколения;
Б) второго поколения;
В) третьего поколения;
Г) четвертого поколения;
Д) пятого поколения.
39. Программа должна обладать следующими свойствами:
А) упорядоченная последовательность команд, реализуемость заданного алгоритма;
Б) системность, дискретность, понятность;
В) дискретность, массовость, понятность, результативность
Г) однозначность, дискретность, точность, понятность, результативность, массовость;
Д) однозначность, дискретность, точность, понятность.
40. Чем отличается программа от алгоритма?
А) способом описания;
Б) уровнем реализации;
В) различными исполнителями;
Г) всеми названными параметрами;
Д) ничем не отличается.
41. Способы хранения данных на физическом носителем определяют:
А) операционная система;
Б) прикладное программное обеспечение;
В) файловая система;
Г) приложение;
Д) файловый менеджер.
42. Принцип программного управления предполагает:
А) кодирование в двоичной системе;
Б) хранение данных и программ в одной и той же памяти;
В) наличие собственного адреса у каждой ячейки памяти;
Г) управление данными с помощью последовательности команд;
Д) системность хранимых данных.
43. Для разработки архитектуры современного компьютера были использованы основные положения, разработанные:
А) Ч. Бэббиджем;
Б) Г. Лейбницем;
В) Дж. Фон Нейманом;
Г) Н. Виннером;
Д) В. Бушем.
44. Использованием транзисторов в качестве элементной базы ЭВМ относится:
А) к первому поколению;
Б) ко второму поколению
В) к третьему поколению;
Г) к четвертому поколению;
45. Взаимодействие пользователя с программной средой осуществляется с помощью:
А) операционной системы;
В) файловой системы;
Г) приложения;
Д) файлового менеджера.
46. Непосредственное управление программными средствами пользователь может осуществлять с помощью:
А) операционной системой;
Б) прикладного программного обеспечения;
В) графического интерфейса;
Г) пользовательского интерфейса;
Д)файлового менеджера.
47. Основным средством разработки собственного информационного пространства в пределах одного компьютера является:
В) документ;
Г) внешняя память;
48. Потеря ценной информации при передаче данных по сети можно избежать при условии использования:
А) электронной подписи;
Б) аутентификации;
В) кодирования;
Г) шифрования;
Д) контроля доступа.
49. Архивирование данных позволяет кроме экономии электронного пространства осуществлять:
А) защиту данных;
Б) шифрование;
В) сохранность данных;
Г) оптимизацию данных;
Д) эффективность использования данных.
50. Чем отличается аналоговая информация от дискретной?
А) способом представления параметров сигнала;
Б) способом передачи данных;
В) способом измерения параметров;
Г) способом кодирования;
Д) способом преобразования сигнала;
51. Какое устройство относится к аналоговым?
А) принтер;
Г) компьютер;
Д) телефон.
52. Представление информации в виде последовательности цифр называют:
А) кодированием;
Б) шифрование;
В) систематизацией;
Г) структурированием;
Д) оптимизацией.
53. Способ представления числовых и текстовых данных в памяти компьютера отличается:
А) способом хранения;
В) способом обработки;
Г) приемами кодирования;
Д) результатом обработки.
54. Кодовая таблица используется для представления:
А) числовых данных;
Б) текстовых данных;
В) псевдографики;
Г) математических знаков;
Д) всех видов данных.
55. Размер экрана монитора, выраженного в пикселях, называют:
А) разрядностью;
Б) яркостью;
В) разрешением;
Г) примитивом;
Д) растром.
56. Назовите наиболее широко используемые цветовые модели:
57. В RGB – модели используют три основных цвета:
А) красный, синий, коричневый;
Б) белый, черный, серый;
В) красный, зеленый, серый;
Г) красный, зеленый, синий;
Д)красный, зеленый, белый.
58. Какой процесс принято называть оцифровкой?
А)процесс преобразования аналоговой информации в дискретную;
Б) процесс преобразования дискретной информации в аналоговую;
В) процесс преобразования векторной информации в растровую
Г) процесс преобразования растровой информации в векторную;
Д) процесс преобразования числовой информации в текстовую.
59. При обработке данных на компьютере текст рассматривается как:
А) совокупность данных, обладающих некоторым смыслом
Б) формализованная совокупность данных;
В)совокупность символьных данных, объединенных случайным образом;
Г) совокупность символьных данных, объединенных в абзацы;
Д) любая совокупность символов.
60. Совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях называют:
А)кеглем;
Б) пунктом;
В) шириной;
Г) гарнитурой;
Д)начертанием.
61. Форматирование предполагает изменение свойств:
А) текста;
Б) шрифта;
Г)приложения;
Д) системы.
62. Совокупность свойств текста может быть отражена:
А) в символе;
Б) шрифте;
В)оформление;
63. Текстовый документ должен включать разделы:
А) заголовок;
Б) основную часть;
В) сопроводительную часть;
Г) вспомогательную часть;
Д) все перечисленные позиции.
64. Минимальным объектом электронной таблицы являются:
А) диапазон ячеек;
Б)ячейка;
В) столбец;
Г) строка;
65. Назовите основное назначение электронных таблиц.
А) наглядное представление данных;
Б) решение расчетных задач;
В) подготовка текстовых документов;
Г) анализ и моделирование явлений и процессов;
Д)оформление таблиц отчетов.
66. Зависимое поле электронной таблицы включает:
А) только формулу;
Б) любую совокупность символов;
В)формулы;
67. Функции в электронных таблицах используются:
А) для упрощения представления
Б)упрощения расчетов;
Г) оформление таблиц отчетов;
Д) моделирования различных объектов
68. Диаграммы используются:
Б) упрощения расчетов;
В) наглядного представления данных;
Д) моделирования различных объектов.
69. Чем отличается растровое и векторное представление данных?
А) способом хранения графических данных;
Б) способом передачи графических данных;
В) способом отображения данных на экране
Г) характером отображения данных на бумажном носителе;
Д) использованием различных методов печати на принтере.
70. Какой элемент нельзя отнести к графическим объектам?
А) диаграмму;
Б) анимацию;
В) цифровое видео;
Д) рисунок.
71. Процесс получения цифровой копии рисунка называется:
А) дублированием;
Б) форматированием;
В) сканированием;
Г) копированием;
Д) созданием.
72. Процесс перевода графического объекта в текстовой формат называют:
А) оцифровкой;
Б) сканированием;
В) форматированием;
Г) копированием;
Д) распознаванием.
73. В качестве основных цветов для создания цветовой модели используется следующая совокупность:
А) красный, синий, зеленый;
Б) все цвета серого;
В)все цвета радуги;
Г) красный, синий, серый;
Д) красный, синий, белый.
74. Изменение формы представления информации без изменения ее содержания может осуществляться в процесс
А) прием информации;
Б) обмена информацией;
В) хранение информации;
Д) передачи информации.
75. Форматирование предполагает изменение:
А) свойств текста;
Б) свойств шрифта;
В) свойств файла;
Г) свойств приложения;
Д)свойств системы.
76. Минимальным объектом электронной таблицы являются:
А) диапазон ячеек;
Б) ячейка;
В) столбец;
Г) строка;
77. Диаграмма используется:
А) для упрощения представления данных;
Б)упрощения расчетов;
В)наглядного представления данных;
Г)оформление таблиц и отчетов;
Д)моделирования различных объектов.
78. Процесс перевода графического объекта в текстовый формат называют:
А)оцифровкой;
Б)сканированием;
В)форматированием;
Г)копированием;
Д)распознаванием.
79. Под носителем информации понимают:
А) линии связи для передачи информации;
Б)параметры физического процесса произвольной природы;
В)устройства для хранения данных в персональном компьютере;
Г)телекоммуникации;
Д)средства для записи и хранения информации.
80. В качестве преобразователя данных в компьютере в соответствующие сигналы используются:
А)процессор;
Б)монитор;
В)дисковод;
Г)контроллер;
Д)клавиатура.
81. Как называется знак объекта Windows?
А)пиктограмма;
В)рисунок;
Г)интерфейс;
82. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:
А)интерфейсом;
Б)процессом;
В)объектом управления;
Г)графическим интерфейсом;
Д)пользовательским интерфейсом.
83. Пиксель не может рассматриваться как знак, так как:
А)не несет смысловой смысл;
Б)является световым лучом;
В)не является информацией;
Г)несравнимое понятие;
Д)не является текстом.
84. Какая из прикладных программ является средством обработки числовой информации?
85. Компьютер является универсальным автоматическим устройством для работы:
А)со знаками;
Б)со сведениями;
В)со знаниями;
Г)с информацией;
Д)с данными.
86. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождается:
А)своим адресом;
Б)интерпретацией сигнала;
В)контроллером;
Г)физическими параметрами сигнала;
Д)способом обработки.
87. Представление информации в виде последовательности цифр называют:
А)кодированием;
Б)шифрованием;
В)систематизацией;
Г)структурированием;
Д)оптимизацией.
88.Объект, использующийся для хранения и передачи информации, называют:
А)знаком;
Б)сигналом;
В)алфавитом;
Г)носителем информации;
Д)языком.
89. Какой подход рассматривает информацию как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся систем?
А)информационный подход;
Б)атрибутивный подход;
В)системный подход;
Г)коммуникативный подход;
Д)функциональный подход.
90. Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации называют:
А) знаком;
Б) сигналом;
В) алфавитом;
Г)носителем информации;
Д) языком.
91. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе являются:
А) бумага;
Б) средства видеозаписи;
В) лазерный компакт диск;
Г) дискета, жесткий диск;
Д) магнитная лента.
92. На остановке стоит человек в ожидании автобус № 3. Какое количество информации несет сообщение о том, что к остановке подъехал автобус № 4?
Б) нулевая информация;
В) ненулевая информация;
93. Информация отличается для человека и компьютера:
А) способом интерпретации;
Б) типом носителя;
В) способом получения;
Г) способом хранения;
Д) способом обработки.
94. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождаются:
А) своим адресом;
Б) интерпретацией сигнала;
В)контроллером;
Г) физическими параметрами сигнала;
Д) способом обработки.
95. Тип информации, хранящейся в файле, можно определить:
А) по имени файла;
Б) расширению файла;
В) файловой структуре диска;
Г) каталогу;
Д)организации файловой структуры.,
96. Информацию, представленную в виде пригодном для обработки компьютером, называют:
А) знаком;
Б) сведениями;
В) блоком;
Г) данными;
ФИО: Войнова Ирина Ивановна
Место работы: МОУ- Новомихайловская СОШ
Должность: учитель
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 7
Тема и номер урока в теме: Компьютер как универсальное средство обработки информации. Урок №1.
Базовый учебник: Угринович Н.Д. 7 класс
8. Цель урока:
дать представление о функциональном назначении устройств компьютера;
познакомить учащихся с основными характеристиками устройств компьютера ;
Сформировать у обучающихся представление о функциональном назначении периферийного оборудования
9. Задачи:
- обучающие: Познакомить учащихся с основными информационными процессами: хранением, обработкой, передачей информации .
-развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.
-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.
Тип урока: фронтальная - учебная лекция (объяснение нового материала)
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная и самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.
Структура и ход урока: таблица 1.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Организационный
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
С этого урока мы начнем знакомство с компьютером, вы узнаете, что такое архитектура ЭВМ. Узнаете, из каких устройств состоит компьютер и как эти устройства взаимодействуют между собой. В конце урока мы закрепим изученный материал.
Итак, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Основные компоненты компьютера и их функции».
Дети встают и садятся.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
3 мин.
Актуализация знаний
Вопрос к классу: Перечислите устройства которые по вашему мнению относятся к компьютеру ?
Перечисляют известные им устройства
2 мин
В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ».
Рассмотрите схему по слайду «Первое знакомство с компьютером». Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ Теперь ответьте, что такое архитектура компьютера. Запишите определение: Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста. Давайте выясним, что значат слова «пользователь» и «программист»? Для чего нужен компьютер?
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью
Учащиеся рассматривают схему на слайде.
Называют элементы схемы. Отвечают Записывают: По своему назначению компьютер - это универсальное
Основной
создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией. «Аналогия между компьютером и человеком» .
Биологическим «аппаратом» интеллекта человека является мозг. Работая с информацией, мозг выполняет две основные функции: запоминание - функция памяти и умозаключение - функция мышления. Объектом запоминания является информация, поступающая через органы чувств (в первую очередь зрение и слух). Информация, выработанная в процессе мышления, может быть передана другим людям через речь или двигательную систему – записи, жесты. Запишите в тетради: Следовательно, имеются четыре основных компонента информационной функции человека: прием (ввод) информации;
передача (вывод) информации.
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:
устройства ввода;
устройства запоминания - память;
устройство обработки - процессор;
устройства вывода.
техническое средство для работы с информацией .
Изучают слайд презентации:
«Аналогия между компьютером и человеком» и слушают учителя.Записывают:
четыре основных компонента информационной функции человека:
прием (ввод) информации;
запоминание информации (память);
процесс мышления (обработка информации);
передача (вывод) информации . Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека :
устройства ввода;
устройства запоминания - память;
25 мин.
Посмотрите слайд Информационный обмен в компьютере
Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?
Посмотрите слайд:
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода - экран дисплея или принтер (устройство печати).
Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. Информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забывать, а записи сохраняются надежнее. У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память. Запишите определения: Оперативная память -. это электронное устройство , которое хранит информацию пока питается электроэнергией.
Внешняя память –
устройство обработки - процессор;
устройства вывода.
Отвечают на вопросы.
Изучают слайд: «Схема устройства компьютера»
Записывают определение: Оперативная память - это электронное устройство , которое хранит информацию пока питается
оптические диски.
В чем отличие компьютера от человека?
Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него про грамме, человек же сам управляет своими действиями.
Запишите:
Программа
данными .
Программа, как и данные, помещается в память компьютера - внутреннюю или внешнюю. Программа, управляющая работой компьютера, находится в его внутренней памяти.
Описанные принципы устройства и работы ЭВМ впервые были
Электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает.
Внешняя память – это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.
Отвечают на вопрос.
Записывают: Программа - это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.
Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными .
предложены в 1946 году американскимученым Джоном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Рассмотрите слайд презентации Принципы фон – Неймана и запишите в тетрадь принципы устройства и работы ЭВМ.
Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти. Рассмотрим слайд презентации «Внутренняя память ЭВМ». В каждой клетке компьютера может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Следовательно, данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода. Один символ двусимвольного алфавита несет 1 бит информации. Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называется «бит». Бит - наименьшая частица памяти компьютера. Следовательно, у слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. Оба эти понятия связаны между собой следующим образом: в одном бите памяти хранится один бит информации. Битовая структура определяет первое свойство внутрен ней памяти компьютера - дискретность. Дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты. Второе свойство внутренней памяти компьютера - адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества.
Изучают слайды:. Отвечают на вопросы. Записывают принципы устройства ЭВМ
Ученики изучают слайд:
информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации. Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля. Порядковый номер байта называется его адресом. Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам. Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира - это байт, а номер квартиры - это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера.
Рассмотрите слайд презентации
Назовите виды внешней памяти. Какие устройства к ним относятся?
Заранее к этому уроку было дано задание 2-м ученикам подготовить мастер-класс и сообщение по теме Носители и устройства внешней памяти. Эти учащиеся рассказывают одноклассникам о устройствах внешней памяти и демонстрируют их применение.
Используя информацию на слайде, впишите устройства, относящиеся к видам памяти.
Ученики изучают слайд: Носители и устройства внешней памяти Записывают : Внешняя память и устройства:
Магнитная память -
Оптическая память -
Электронная память– Учащиеся слушают сообщение. Смотрят мастер класс. Заполняют таблицу данными .
Самоконтроль
Сегодня на уроке вы узнали много нового, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер « Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Молодцы! Все справились с заданием!
А теперь проведем небольшое соревнование, победители получат пятерку.
(Учащиеся делятся на команды по 2 парты)
Необходимо ответить на вопросы и заполнить клетки кроссворда.
(Похвалить команды учеников, выполнивших раньше других, поставить оценки).
Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера
Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю
10 мин
Итоговый
Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?
Подвести итоги: какие оценки получены, кто работал активнее.
Домашнее задание: п. 2.2;
Дети отвечают на вопросы
5 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Основные компоненты компьютера и их функции __
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Инновационные учебные материалы
информационный
презентация
Второй этап работы с информацией – это её обработка и преобразование. Обработкой входных данных занимается Центральный Процессор (ЦП). ЦП – это микросхема, способная выполнять определенный набор (несколько сотен) команд, направленных на преобразование данных.
ЦП выполняет арифметические действия, логические операции и осуществляет управление всем компьютером. Команды, адресованные ЦП для автоматизации процесса обработки входных данных, объединяются в блоки и хранятся в памяти компьютера или на диске. Эти блоки называются программами . Таким образом, входные данные, введенные в память компьютера пользователем, обрабатываются центральным процессором по заранее составленной программе. Результаты обработки сохраняются в памяти компьютера, после чего начинается третий этап работы с информацией.
Устройства вывода информации
(монитор, диски, принтер)
Третий этап работы с информацией – это получение результатов обработки информации (вывод информации).
Существует несколько методов представления выходных данных. Каждый метод связан с определенными компонентами компьютера и с определенными этапами выполнения программы. Рассмотрим три основных метода вывода информации:
Вывод данных на монитор. Монитор присутствует у всех персональных компьютеров. На экране монитора можно воспроизводить информацию в двух режимах: графическом и текстовом.
Текстовый режим позволяет выводить на экран только текст из различных символов (буквы, цифры, специальные символы). Вывод символов возможен только в ячейки матрицы, обычно 80 столбцов и 25 строк. Размер ячеек строго фиксирован. На ранних этапах развития компьютеров (70-80 годы), в основном, применялся именно этот режим.
Графический режим позволяет рассматривать экран как множество точек (например, 800 на 600 точек). Вся выводимая информация складывается из наборов точек разного цвета. Графический режим более универсален и удобен, т.к. позволяет легко воспроизводить не только текст, но и любые изображения, менять шрифты и др. В графическом режиме работают большинство игровых программ, Windows и др.
Вывод информации на диски. Все данные, введенные в компьютер, или результаты обработки можно записать на диск с целью продолжительного хранения. Обслуживание диска осуществляется полностью на программном уровне. Поэтому для сохранения данных пользователю необходимо выполнить определенную функцию работающей программы. Обычно это «Сохранить» или «Закрыть». В дальнейшем информация, сохраненная на диске, может быть вновь извлечена для обработки или просмотра.
Вывод информации на принтер. В некоторых случаях необходимо получить твердую (бумажную) копию результатов обработки данных. Для вывода информации на бумагу существует принтер. Печать изображения или текста на бумаге может осуществляться разными методами. В зависимости от метода печати различают матричные принтеры (их работа основана на механических ударах игл по красящей ленте), струйные принтеры (разбрызгивание жидких чернил через сопла), лазерные (распределение тонера с помощью лазера и намагниченного барабана).
Программы и данные
Из рассмотренного выше следует, что информация – это основная точка приложения в работе компьютера. Поскольку компьютер – это только сложная машина, информация внутри неё должна быть строго структурирована, иметь определённый формат. Мы не будем разбираться в тонкостях представления информации на самом низком, машинном уровне. Вполне достаточно для понимания и работы остановиться на понятии файл .
Файл – это поименованный блок однородной информации, хранящейся на диске или другом запоминающем устройстве. Файл можно сравнить с упаковкой для информации. Информация, упакованная в оболочку файла и названная уникальным именем, очень удобна для использования в работе компьютера.
Всю информацию, используемую в компьютере, необходимо разделять на два класса: программы и данные.
Данные – это информация, предназначенная для обработки, либо являющаяся результатом обработки другой информации. Любые однородные данные упаковываются в файлы, такие файлы называются файлами данных . Например, текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на диске в специальном файле данных – текстовом файле или, как его часто называют, текстовом документе .
Программа – это информация, предназначенная для центрального процессора. ЦП способен выполнять различные операции обработки данных, но для этого ему необходимо постоянно давать команды. Команды для ЦП можно давать в диалоговом режиме, но это занимает очень много времени и требует глубоких знаний от пользователя. Поэтому, для удобства, последовательность команд, адресуемых ЦП и отражающих алгоритмы обработки данных, упаковывают в файл и сохраняют на диске. Такой файл называется программным файлом.
Вывод: ЦП может обработать данные, причем разными путями, но он не знает, как именно нужно обработать конкретные данные в конкретный момент времени. Данные – это сырье для работы ЦП и получения результата. Программа – это последовательность команд для работы ЦП над данными с целью получения искомого результата. Только слияние всех трех компонентов: ЦП, программы, данных – обеспечивает целенаправленность работы компьютера.
Классификация программ
Для компьютеров существует огромное количество программ. Все программы следует разделять на два принципиально различных класса: операционные системы и прикладные программы или приложения.
Операционная система (ОС) – это программа, загружаемая при включении компьютера. Она полностью обеспечивает управление всеми компьютерными компонентами и распределением ресурсов компьютера. Операционная система запускает прикладные программы и обеспечивает их связь с компьютером и пользователем. Основная причина необходимости операционных систем состоит в том, что команды, отдаваемые ЦП и другим компонентам компьютера, – это команды очень низкого уровня (например, команда указания номера дорожки на диске, куда будет записываться информация, команда позиционирования магнитной головки дисковода и т.п.), а для действий пользователя или прикладной программы их необходимы тысячи. Операционная система скрывает от пользователя и от прикладных программ эти сложные подробности и предоставляет удобный интерфейс для работы. Другими словами, ОС облегчает взаимодействие компьютера и пользователя.
Прикладные программы или приложения – это программы, запускаемые из операционной системы и содержащие алгоритмы, служащие для обработки конкретных данных. Приложения тесно связаны с ОС, т.к. используют её для связи с компьютером, поэтому все они классифицируются по принадлежности к определенным операционным системам. Например, приложения для Windows, для Mac X, для DOS и др.