Главная · Программы · Информацию обрабатываемую программным путем называют. Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера? Из каких простейших элементов состоит программа

Информацию обрабатываемую программным путем называют. Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера? Из каких простейших элементов состоит программа

Программа - это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными .

Описанные принципы устройства и работы ЭВМ впервые были предложены в 1946 году американским ученым Джо­ном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Принципы фон – Неймана и запишите в тетрадь принципы устройства и работы ЭВМ

ЦОР Информационный обмен в компьютере (N 118488), Схема устройства компьютера (N 118497).

Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти.

Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. Информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забывать, а записи сохраняются надежнее.

У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память.

Запишите определения:

Оперативная память - это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает.

Внешняя память - это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.

Рассмотрите рис. 2.3 Структура внутренней памяти компьютера.

В каждой клетке может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой.

Запишите правило со стр. 37.

Данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода.

Один символ из двухсимвольного алфавита несет 1 бит информации.

Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называется «бит».

Бит - наименьшая частица памяти компьютера. Следовательно, у слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера.

Запишите следующее правило со стр. 37.

В одном бите памяти хранится один бит информации.

Битовая структура определяет первое свойство внутренней памяти компьютера - дискретность. Дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты.

Второе свойство внутренней памяти компьютера - адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации.

Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля.

Запишите следующее правило:

Порядковый номер байта называется его адресом

Принцип адресуемости означает, память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира - это байт, а номер квартиры - это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера. Запишите правило со стр. 38.

Запись информации в память, а также чтение ее из памяти, производится по адресам

Рассмотрите слайд презентации Носители и устройства внешней памяти.

Назовите виды внешней памяти. Какие устройства к ним относятся?

Заранее к этому уроку было дано задание 2-м ученикам подготовить сообщение по теме «Носители и устройства внешней памяти». Прослушайте сообщения.

Закрепление материала.

Сегодня на уроке вы узнали много нового, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.

Молодцы! Все справились с заданием! (Похвалить консультантов).

А теперь проведем небольшое соревнование, победители получат пятерку. (Учащиеся делятся на команды по 2 парты)

Какие основные классы компьютеров Вам известны?

Существует два основных класса компьютеров:

Цифровые компьютеры, обрабатывающие данные в виде двоичных кодов;

Аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические

величины (электрическое напряжение, время и т.д.), которые являются аналогами

вычисляемых величин.

В чём состоит принцип действия компьютеров?

Компьютер (англ. computer - вычислитель) представляет собой программируемоеэлектронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, атакже выполнять другие задачи манипулирования символами.

Из каких простейших элементов состоит программа?

Программа - состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.

Что такое система команд компьютера?

Команда - это описание элементарной операции, которую должен выполнитькомпьютер. В общем случае, команда содержит следующую информацию: код выполняемой операции; указания по определению операндов (или их адресов); указания по размещению получаемого результата.В зависимости от количества операндов, команды бывают: одноадресные; двухадресные; трехадресные; переменноадресные.

Перечислите главные устройства компьютера.

Память (запоминающее устройство, ЗУ), состоящую из перенумерованных ячеек; процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико- логическое устройство (АЛУ); устройство ввода; устройство вывода.

Опишите функции памяти и функции процессора.

Функции памяти: приём информации из других устройств; запоминание информации; выдача информации по запросу в другие устройства машины. Функции процессора: обработка данных по заданной программе путем выполнения арифметических и логических операций; программное управление работой устройств компьютера.

Назовите две основные части процессора. Каково их назначение?

Первая часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством (АЛУ), а вторая его часть, выполняющая функции управленияустройствами, называется устройством управления (УУ).

Что такое регистры? Назовите некоторые важные регистры и опишите их функции.

Существует несколько типов регистров, отличающихся видом выполняемыхопераций. Некоторые важные регистры имеют свои названия, например: сумматор - регистр АЛУ, участвующий в выполнении каждой операции; счетчик команд - регистр УУ, содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой команды; служит для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти; регистр команд - регистр УУ для хранения кода команды на период времени, необходимый для ее выполнения. Часть его разрядов используется для хранения кода операции, остальные - для хранения кодов адресов операндов.

Сформулируйте общие принципы построения компьютеров.

В чём заключается принцип программного управления? Как выполняются команды условных и безусловных переходов?

В чём суть принципа однородности памяти? Какие возможности он открывает?

В чём заключается принцип адресности?

2.14. Какие архитектуры называются "фон-неймановскими"?

В основу построения подавляющего большинства компьютеров положеныследующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученымДжоном фон Нейманом.1. Принцип программного управления . Из него следует, что программа состоитиз набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другомв определенной последовательности. Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этотрегистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очереднойкоманды на длину команды.А так как команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самыморганизуется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти.Если же нужно после выполнения команды перейти не к следующей, а к какой-тодругой, используются команды условного или безусловного переходов, которые заносятв счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду. Выборкакоманд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды “стоп”.Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, безвмешательства человека. 2. Принцип однородности памяти . Программы и данные хранятся в одной и той жепамяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число,текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и надданными. Это открывает целый ряд возможностей. Например, программа в процессесвоего выполнения также может подвергаться переработке, что позволяет задавать всамой программе правила получения некоторых ее частей (так в программе организуетсявыполнение циклов и подпрограмм). Более того, команды одной программы могутбыть получены как результаты исполнения другой программы. На этом принципеоснованы методы трансляции - перевода текста программы с языкапрограммирования высокого уровня на язык конкретной машины. 3. Принцип адресности . Структурно основная память состоит изперенумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступналюбая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так, чтобы кзапомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их впроцессе выполнения программ с использованием присвоенных имен. Компьютеры, построенные на этих принципах, относятся к типу фон-неймановских.Но существуют компьютеры, принципиально отличающиеся от фон-неймановских. Дляних, например, может не выполняться принцип программного управления, т.е. онимогут работать без “счетчика команд”, указывающего текущую выполняемую командупрограммы. Для обращения к какой-либо переменной, хранящейся в памяти, этимкомпьютерам не обязательно давать ей имя. Такие компьютеры называются не-фон-неймановскими.

Что такое команда? Что описывает команда?

Команда - это описание элементарной операции, которую должен выполнитькомпьютер.В общем случае, команда содержит следующую информацию: код выполняемой операции; указания по определению операндов (или их адресов); указания по размещению получаемого результата.В зависимости от количества операндов, команды бывают: одноадресные; двухадресные; трехадресные; переменноадресные.

Каким образом процессор при выполнении программы осуществляет выбор очередной команды?

Что понимается под структурой компьютера? Какой уровень детализации описания компьютера может она обеспечить?

Структура компьютера - это совокупность его функциональных элементов и связеймежду ними. Элементами могут быть самые различные устройства - от основныхлогических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графическипредставляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описаниекомпьютера на любом уровне детализации.

Каковы отличительные особенности классической архитектуры?

К этому типу архитектуры относится и архитектура персонального компьютера с общей шиной, подробно рассмотренная в разделе. Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью.

Перечислите основные и производные единицы измерения количества памяти.

Тактовая частота, Гигагерцы.

Опишите работу стримера.

Стримеры позволяют записать на небольшую кассету с магнитной лентой огромное количество информации. Встроенные в стример средства аппаратного сжатия позволяют автоматически уплотнять информацию перед её записью и восстанавливать после считывания, что увеличивает объём сохраняемой информации.

Недостатком стримеров является их сравнительно низкая скорость записи, поиска и считывания информации.

В последнее время всё шире используются накопители на сменных дисках, которые позволяют не только увеличивать объём хранимой информации, но и переносить информацию между компьютерами. Объём сменных дисков - от сотен Мбайт до нескольких Гигабайт.

Что такое IP-адрес?

IP (Internet Protocol) - протокол межсетевого взаимодействия, отвечающий за адресацию и позволяющий пакету на пути к конечному пункту назначения проходить по нескольким сетям.

Какие основные услуги предоставляет пользователям система WWW?

World Wide Web (WWW, "Всемирная паутина") - гипертекстовая, а точнее,гипермедийная информационная система поиска ресурсов Интернет и доступа к ним.Гипертекст - информационная структура, позволяющая устанавливать смысловыесвязи между элементами текста на экране компьютера таким образом, чтобы можно былолегко осуществлять переходы от одного элемента к другому. На практике в гипертекстенекоторые слова выделяют путем подчёркивания или окрашивания в другой цвет.Выделение слова говорит о наличии связи этого слова с некоторым документом, вкотором тема, связанная с выделенным словом, рассматривается более подробно. Гипермедиа - это то, что получится, если в определении гипертекста заменитьслово "текст" на "любые виды информации": звук, графику, видео. Такие гипермедийныессылки возможны, поскольку наряду с текстовой информацией можно связывать и любую другую двоичную информацию, например, закодированный звук или графику, Так, если программа отображает карту мира и если пользователь выбирает на этой карте с помощью мыши какой-либо континент, программа может тут же дать о нём графическую, звуковую и текстовую информацию.

Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера?

(HardWare)- Составляет основу компьютеров, образует аппаратуру? построенную в основном с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состроит в выполнении программ (SoftWare)- заранее заданных операций. Т.е HardWare- это “железо” внутренности компьютера, а SoftWare- это программное обеспечение, которое заставляет все внутренности компьютера выполнять различные операции.

А) изучение автоматизированных систем;

Б) изучение закономерностей протекания информационных процессов;

В) изучение систем программирования;

Г) изучение алгоритмических конструкций

Д) изучение технологий создания программно – прикладных средств

2. Какой подход рассматривает информацию как средство общения?

А) информационный подход;

Б) атрибутивный подход;

В) системный подход;

Г) коммуникативный подход;

Д) функциональный подход.

3. Какой подход рассматривает информацию как атрибут материи?

А) информационный подход;

Б) атрибутивный подход;

В) системный подход;

Г) коммуникативный подход;

Д) функциональный подход.

4. Какой подход рассматривает информацию как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся систем?

А) информационный подход;

Б) атрибутивный подход;

В) системный подход;

Г) коммуникативный подход;

Д) функциональный подход.

5. Чем объясняется использование различных подходов для описания понятия «информация»?

А)сложностью рассматриваемого явления;

Б) несогласованностью различных научных течений;

В) отсутствием единых подходов к определению информации;

Г) необходимостью многозначного определения;

Д) использованием различных способов описания.

6. Назовите свойство системы, отражающее внутреннее единство системы:

А) иерархичность;

Б) целостность;

В) системность;

Г) структурность;

Д) делимость.

7. Сообщение, написанное на родном языке приемника информации, удовлетворяет свойств…

А) доступности;

Б) понятности;

В) актуальности;

Г) достоверности;

Д)новизны.

8. Объект, использующийся для хранения и передачи информации, называют…

А) знаком;

Б) сигналом;

В) алфавитом;

Г) носителем информации;

Д)языком.

9. Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации, называют…

А) знаком;

Б) сигналом;

В) алфавитом;

Г) носителем информации;

Д) языком.

10. Необходимым средством существования человечества являются…

Б) сигнал;

В) сведения;

Г) информация;

Д) новости.

11. Процесс коммуникации предполагает наличие:

А) двух и более людей

Б) средств хранения информации

В) источника, приемника информации и какала связи между ними;

Г) достоверной информации;

Д) двусторонней связи.

12. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:

А) хранение информации;

Б) передачи информации;

В) поиск информации;

Г) обработка информации;

Д) обмен информацией

13. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:

А) бумага;

Б) средства видеозаписи;

В) лазерный компакт – диск;

Г)дискета, жесткий диск;

Д) магнитная лента.

14. Первым средством дальней связи, где носителем информации выступает не бумага, принято считать:

А) радиосвязь;

Б) телефон;

В) телеграф;

Д) компьютерные сети.

15. На остановке стоит человек в ожидании автобуса №3. Какое количество информации несет сообщение о том, что к остановке подъехал автобус № 4?

Б) нулевая информация;

В) ненулевая информация;

16. в электронных устройствах информация неразрывно связана:

А) с источником информации;

Б) с носителем информации;

В) с приемником информации;

Г) с каналом связи;

Д) с потребителем информации.

17. Компьютер, является универсальным автоматическим устройством для работы:

А) со знаками;

Б) со сведениями;

В) со знаниями;

Г) с информацией;

Д) с данными.

18. Компьютер дублирует основные информационные функции:

А) социальных систем;

Б)человека;

В) животных;

Г) технических систем;

Д) любых биологических систем.

19. Информация отличается для человека и компьютера:

А) способом интерпретации;

Б) типом носителя;

С) способом получения;

Д) способом обработки.

20. Информацию обрабатываемую программным путем, называют:

А) файлом;

Б) каталогом;

В) данными;

Г) множеством;

Д) блоком.

21. Для представления информации в памяти компьютера используется:

Б)русский алфавит

В) кодировка натуральных чисел;

Г) двоичная кодировка;

Д)десятичная кодировка.

22.Для хранения одного байта информации необходимо использовать:

А) 2 байта памяти;

Б) 1 байт памяти;

В) 1 бит памяти;

Г) 2 бита памяти;

Д) 1 машинное слово;

23. Данные, хранящиеся на внешнем носителе компьютера под одним именем, называются:

А) файлом;

Б) каталогом;

В) данными;

Г) множеством;

Д) блоком.

24. Данные хранящиеся в памяти компьютера, становятся активными (могут быть подвергнуты обработке) лишь в случае:

А) интерпретации ее человеком;

Б) загрузки информации из внешней памяти в оперативную

В) приведения компьютера в рабочее состояние;

Г) наличие управляющих сигналов;

Д)возможности программного управления.

25.Преобразователем данных в компьютере в соответствующее сигналы является:

А) процессором

Б)монитором;

В) дисковод;

Г)контроллер;

Д) клавиатура.

26. Носителем информации в компьютере являются:

В) сигнал;

Г) память;

Д)процессор.

27. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождаются:

А) своим адресом;

Б) интерпретацией сигнала;

В) контроллером;

Д) способом обработки.

28. Одним из видов системной информации является:

Б) адреса;

В) программы;

Г) данные;

29. Процесс коммуникации между пользователем и компьютером называют:

А) активизацией программ;

Б) активацией программ;

В)пользовательским интерфейсом;

Г) интерактивным режимом;

Д) режимом внутренней активации

30. Неразрывность информации с сигналом предполагает:

А) одинаковое смысловое содержание информации и сигнала;

Б)однозначность интерпретации сигнала разными приемниками информации;

В) использование обоих понятий в качестве синонимов;

Г) отсутствие информации в сигнале;

Д) неумение выделять смысл сигнала приемников информации.

31.Тип информации, хранящейся в файле, можно определить:

А) по имени файла;

Б) расширению файла;

В) файловой структуре диска;

Г) каталогу;

Д) организации файловой структуры.

32.Информацию, заложенную в каталогах, можно отнести:

А) к семантической;

Б) документальной;

В) системной;

Г) априорной;

Д) технической.

33. Носителем графической информации являются:

Б) пиктограмма;

В) сигнал;

Г) пиксель;

Д) видеоизображение.

34. Информацию, представленную в виде, пригодном для обработки компьютером, называют:

А) знаком;

Б) сведениями;

В) блоком;

Г) данными;

35. Условное изображение информационного объекта или операции называют:

А) сигналом;

Б) пикселем;

В) файлом;

Г)знаком;

Д) пиктограммой.

36. Что из перечисленных объектов не может быть носителем информации:

Б) сигнал;

В) пиксель;

Г) палитра;

Д) пиктограмма

37. Комплекс аппаратных и программных средств, использующихся для оперирования данными, называется:

А) автоматической системой;

Б) автоматом;

В) роботом;

Г) компьютером;

Д) электронно – вычислительной машиной.

38.Интегральные схемы стали использоваться в компьютерах:

А)первого поколения;

Б) второго поколения;

В) третьего поколения;

Г) четвертого поколения;

Д) пятого поколения.

39. Программа должна обладать следующими свойствами:

А) упорядоченная последовательность команд, реализуемость заданного алгоритма;

Б) системность, дискретность, понятность;

В) дискретность, массовость, понятность, результативность

Г) однозначность, дискретность, точность, понятность, результативность, массовость;

Д) однозначность, дискретность, точность, понятность.

40. Чем отличается программа от алгоритма?

А) способом описания;

Б) уровнем реализации;

В) различными исполнителями;

Г) всеми названными параметрами;

Д) ничем не отличается.

41. Способы хранения данных на физическом носителем определяют:

А) операционная система;

Б) прикладное программное обеспечение;

В) файловая система;

Г) приложение;

Д) файловый менеджер.

42. Принцип программного управления предполагает:

А) кодирование в двоичной системе;

Б) хранение данных и программ в одной и той же памяти;

В) наличие собственного адреса у каждой ячейки памяти;

Г) управление данными с помощью последовательности команд;

Д) системность хранимых данных.

43. Для разработки архитектуры современного компьютера были использованы основные положения, разработанные:

А) Ч. Бэббиджем;

Б) Г. Лейбницем;

В) Дж. Фон Нейманом;

Г) Н. Виннером;

Д) В. Бушем.

44. Использованием транзисторов в качестве элементной базы ЭВМ относится:

А) к первому поколению;

Б) ко второму поколению

В) к третьему поколению;

Г) к четвертому поколению;

45. Взаимодействие пользователя с программной средой осуществляется с помощью:

А) операционной системы;

В) файловой системы;

Г) приложения;

Д) файлового менеджера.

46. Непосредственное управление программными средствами пользователь может осуществлять с помощью:

А) операционной системой;

Б) прикладного программного обеспечения;

В) графического интерфейса;

Г) пользовательского интерфейса;

Д)файлового менеджера.

47. Основным средством разработки собственного информационного пространства в пределах одного компьютера является:

В) документ;

Г) внешняя память;

48. Потеря ценной информации при передаче данных по сети можно избежать при условии использования:

А) электронной подписи;

Б) аутентификации;

В) кодирования;

Г) шифрования;

Д) контроля доступа.

49. Архивирование данных позволяет кроме экономии электронного пространства осуществлять:

А) защиту данных;

Б) шифрование;

В) сохранность данных;

Г) оптимизацию данных;

Д) эффективность использования данных.

50. Чем отличается аналоговая информация от дискретной?

А) способом представления параметров сигнала;

Б) способом передачи данных;

В) способом измерения параметров;

Г) способом кодирования;

Д) способом преобразования сигнала;

51. Какое устройство относится к аналоговым?

А) принтер;

Г) компьютер;

Д) телефон.

52. Представление информации в виде последовательности цифр называют:

А) кодированием;

Б) шифрование;

В) систематизацией;

Г) структурированием;

Д) оптимизацией.

53. Способ представления числовых и текстовых данных в памяти компьютера отличается:

А) способом хранения;

В) способом обработки;

Г) приемами кодирования;

Д) результатом обработки.

54. Кодовая таблица используется для представления:

А) числовых данных;

Б) текстовых данных;

В) псевдографики;

Г) математических знаков;

Д) всех видов данных.

55. Размер экрана монитора, выраженного в пикселях, называют:

А) разрядностью;

Б) яркостью;

В) разрешением;

Г) примитивом;

Д) растром.

56. Назовите наиболее широко используемые цветовые модели:

57. В RGB – модели используют три основных цвета:

А) красный, синий, коричневый;

Б) белый, черный, серый;

В) красный, зеленый, серый;

Г) красный, зеленый, синий;

Д)красный, зеленый, белый.

58. Какой процесс принято называть оцифровкой?

А)процесс преобразования аналоговой информации в дискретную;

Б) процесс преобразования дискретной информации в аналоговую;

В) процесс преобразования векторной информации в растровую

Г) процесс преобразования растровой информации в векторную;

Д) процесс преобразования числовой информации в текстовую.

59. При обработке данных на компьютере текст рассматривается как:

А) совокупность данных, обладающих некоторым смыслом

Б) формализованная совокупность данных;

В)совокупность символьных данных, объединенных случайным образом;

Г) совокупность символьных данных, объединенных в абзацы;

Д) любая совокупность символов.

60. Совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях называют:

А)кеглем;

Б) пунктом;

В) шириной;

Г) гарнитурой;

Д)начертанием.

61. Форматирование предполагает изменение свойств:

А) текста;

Б) шрифта;

Г)приложения;

Д) системы.

62. Совокупность свойств текста может быть отражена:

А) в символе;

Б) шрифте;

В)оформление;

63. Текстовый документ должен включать разделы:

А) заголовок;

Б) основную часть;

В) сопроводительную часть;

Г) вспомогательную часть;

Д) все перечисленные позиции.

64. Минимальным объектом электронной таблицы являются:

А) диапазон ячеек;

Б)ячейка;

В) столбец;

Г) строка;

65. Назовите основное назначение электронных таблиц.

А) наглядное представление данных;

Б) решение расчетных задач;

В) подготовка текстовых документов;

Г) анализ и моделирование явлений и процессов;

Д)оформление таблиц отчетов.

66. Зависимое поле электронной таблицы включает:

А) только формулу;

Б) любую совокупность символов;

В)формулы;

67. Функции в электронных таблицах используются:

А) для упрощения представления

Б)упрощения расчетов;

Г) оформление таблиц отчетов;

Д) моделирования различных объектов

68. Диаграммы используются:

Б) упрощения расчетов;

В) наглядного представления данных;

Д) моделирования различных объектов.

69. Чем отличается растровое и векторное представление данных?

А) способом хранения графических данных;

Б) способом передачи графических данных;

В) способом отображения данных на экране

Г) характером отображения данных на бумажном носителе;

Д) использованием различных методов печати на принтере.

70. Какой элемент нельзя отнести к графическим объектам?

А) диаграмму;

Б) анимацию;

В) цифровое видео;

Д) рисунок.

71. Процесс получения цифровой копии рисунка называется:

А) дублированием;

Б) форматированием;

В) сканированием;

Г) копированием;

Д) созданием.

72. Процесс перевода графического объекта в текстовой формат называют:

А) оцифровкой;

Б) сканированием;

В) форматированием;

Г) копированием;

Д) распознаванием.

73. В качестве основных цветов для создания цветовой модели используется следующая совокупность:

А) красный, синий, зеленый;

Б) все цвета серого;

В)все цвета радуги;

Г) красный, синий, серый;

Д) красный, синий, белый.

74. Изменение формы представления информации без изменения ее содержания может осуществляться в процесс

А) прием информации;

Б) обмена информацией;

В) хранение информации;

Д) передачи информации.

75. Форматирование предполагает изменение:

А) свойств текста;

Б) свойств шрифта;

В) свойств файла;

Г) свойств приложения;

Д)свойств системы.

76. Минимальным объектом электронной таблицы являются:

А) диапазон ячеек;

Б) ячейка;

В) столбец;

Г) строка;

77. Диаграмма используется:

А) для упрощения представления данных;

Б)упрощения расчетов;

В)наглядного представления данных;

Г)оформление таблиц и отчетов;

Д)моделирования различных объектов.

78. Процесс перевода графического объекта в текстовый формат называют:

А)оцифровкой;

Б)сканированием;

В)форматированием;

Г)копированием;

Д)распознаванием.

79. Под носителем информации понимают:

А) линии связи для передачи информации;

Б)параметры физического процесса произвольной природы;

В)устройства для хранения данных в персональном компьютере;

Г)телекоммуникации;

Д)средства для записи и хранения информации.

80. В качестве преобразователя данных в компьютере в соответствующие сигналы используются:

А)процессор;

Б)монитор;

В)дисковод;

Г)контроллер;

Д)клавиатура.

81. Как называется знак объекта Windows?

А)пиктограмма;

В)рисунок;

Г)интерфейс;

82. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:

А)интерфейсом;

Б)процессом;

В)объектом управления;

Г)графическим интерфейсом;

Д)пользовательским интерфейсом.

83. Пиксель не может рассматриваться как знак, так как:

А)не несет смысловой смысл;

Б)является световым лучом;

В)не является информацией;

Г)несравнимое понятие;

Д)не является текстом.

84. Какая из прикладных программ является средством обработки числовой информации?

85. Компьютер является универсальным автоматическим устройством для работы:

А)со знаками;

Б)со сведениями;

В)со знаниями;

Г)с информацией;

Д)с данными.

86. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождается:

А)своим адресом;

Б)интерпретацией сигнала;

В)контроллером;

Г)физическими параметрами сигнала;

Д)способом обработки.

87. Представление информации в виде последовательности цифр называют:

А)кодированием;

Б)шифрованием;

В)систематизацией;

Г)структурированием;

Д)оптимизацией.

88.Объект, использующийся для хранения и передачи информации, называют:

А)знаком;

Б)сигналом;

В)алфавитом;

Г)носителем информации;

Д)языком.

89. Какой подход рассматривает информацию как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся систем?

А)информационный подход;

Б)атрибутивный подход;

В)системный подход;

Г)коммуникативный подход;

Д)функциональный подход.

90. Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации называют:

А) знаком;

Б) сигналом;

В) алфавитом;

Г)носителем информации;

Д) языком.

91. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе являются:

А) бумага;

Б) средства видеозаписи;

В) лазерный компакт диск;

Г) дискета, жесткий диск;

Д) магнитная лента.

92. На остановке стоит человек в ожидании автобус № 3. Какое количество информации несет сообщение о том, что к остановке подъехал автобус № 4?

Б) нулевая информация;

В) ненулевая информация;

93. Информация отличается для человека и компьютера:

А) способом интерпретации;

Б) типом носителя;

В) способом получения;

Г) способом хранения;

Д) способом обработки.

94. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождаются:

А) своим адресом;

Б) интерпретацией сигнала;

В)контроллером;

Г) физическими параметрами сигнала;

Д) способом обработки.

95. Тип информации, хранящейся в файле, можно определить:

А) по имени файла;

Б) расширению файла;

В) файловой структуре диска;

Г) каталогу;

Д)организации файловой структуры.,

96. Информацию, представленную в виде пригодном для обработки компьютером, называют:

А) знаком;

Б) сведениями;

В) блоком;

Г) данными;

ФИО: Войнова Ирина Ивановна

Место работы: МОУ- Новомихайловская СОШ

Должность: учитель

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Компьютер как универсальное средство обработки информации. Урок №1.

Базовый учебник: Угринович Н.Д. 7 класс

8. Цель урока:

  • дать представление о функциональном назначении устройств компьютера;

    познакомить учащихся с основными характеристиками устройств компьютера ;

    Сформировать у обучающихся представление о функциональном назначении периферийного оборудования

9. Задачи:

- обучающие: Познакомить учащихся с основными информационными процессами: хранением, обработкой, передачей информации .

-развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.

-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность, аккуратность.

    Тип урока: фронтальная - учебная лекция (объяснение нового материала)

    Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная и самостоятельная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

    Структура и ход урока: таблица 1.

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

С этого урока мы начнем знакомство с компьютером, вы узнаете, что такое архитектура ЭВМ. Узнаете, из каких устройств состоит компьютер и как эти устройства взаимодействуют между собой. В конце урока мы закрепим изученный материал.

Итак, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Основные компоненты компьютера и их функции».

Дети встают и садятся.

Записывают число и тему урока в тетрадь.

3 мин.

Актуализация знаний

Вопрос к классу: Перечислите устройства которые по вашему мнению относятся к компьютеру ?

Перечисляют известные им устройства

2 мин

В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ».

Рассмотрите схему по слайду «Первое знакомство с компьютером». Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ Теперь ответьте, что такое архитектура компьютера. Запишите определение: Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста. Давайте выясним, что значат слова «пользователь» и «программист»? Для чего нужен компьютер?

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью

Учащиеся рассматривают схему на слайде.

Называют элементы схемы. Отвечают Записывают: По своему назначению компьютер - это универсальное

Основной

создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компью­тер был изобретен в середине XX века для усиления возмож­ностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией. «Аналогия между компьютером и человеком» .

Биологическим «аппаратом» интеллекта человека является мозг. Работая с информацией, мозг выполняет две основные функции: запоминание - функция памяти и умозаключение - функция мышления. Объектом запоминания является информация, поступающая через органы чувств (в пер­вую очередь зрение и слух). Информация, выработанная в процессе мышления, может быть передана другим людям через речь или двигательную систему – записи, жесты. Запишите в тетради: Следовательно, имеются четыре основных компонента информационной функции человека: прием (ввод) информации;

передача (вывод) информации.

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:

устройства ввода;

устройства запоминания - память;

устройство обработки - процессор;

устройства вывода.

техническое средство для работы с информацией .

Изучают слайд презентации:

«Аналогия между компьютером и человеком» и слушают учителя.Записывают:

четыре основных компонента информационной функции человека:

прием (ввод) информации;

запоминание информации (память);

процесс мышления (обработка информации);

передача (вывод) информации . Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека :

устройства ввода;

устройства запоминания - память;

25 мин.

Посмотрите слайд Информационный обмен в компьютере

Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?

Посмотрите слайд:

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти об­рабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устрой­ства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вы­вода - экран дисплея или принтер (устройство печати).

Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. Информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забывать, а записи сохраняются надежнее. У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память. Запишите определения: Оперативная память -. это электронное устройство , которое хранит информацию пока питается электроэнергией.

Внешняя память –

устройство обработки - процессор;

устройства вывода.

Отвечают на вопросы.

Изучают слайд: «Схема устройства компьютера»

Записывают определение: Оперативная память - это электронное устройство , которое хранит информацию пока питается

оптические диски.

В чем отличие компьютера от человека?

Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него про грамме, человек же сам управляет своими действиями.

Запишите:

Программа

данными .

Программа, как и данные, помещается в память компью­тера - внутреннюю или внешнюю. Программа, управляющая работой компьютера, находится в его внутренней памяти.

Описанные принципы устройства и работы ЭВМ впервые были

Электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает.

Внешняя память – это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.

Отвечают на вопрос.

Записывают: Программа - это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными .

предложены в 1946 году американскимученым Джо­ном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Рассмотрите слайд презентации Принципы фон – Неймана и запишите в тетрадь принципы устройства и работы ЭВМ.

Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти. Рассмотрим слайд презентации «Внутренняя память ЭВМ». В каждой клетке компьютера может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Следовательно, данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода. Один символ двусимвольного алфавита несет 1 бит информации. Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называется «бит». Бит - наименьшая частица памяти компьютера. Следова­тельно, у слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. Оба эти понятия связаны между собой следующим образом: в одном бите памяти хранится один бит информации. Битовая структура определяет первое свойство внутрен­ ней памяти компьютера - дискретность. Дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты. Второе свойство внутренней памяти компьютера - адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества.

Изучают слайды:. Отвечают на вопросы. Записывают принципы устройства ЭВМ

Ученики изучают слайд:

информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации. Во внутренней памяти компьютера все байты пронумеро­ваны. Нумерация начинается с нуля. Порядковый номер байта называется его адресом. Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам. Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира - это байт, а номер квартиры - это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необ­ходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера.

Рассмотрите слайд презентации

Назовите виды внешней памяти. Какие устройства к ним относятся?

Заранее к этому уроку было дано задание 2-м ученикам подготовить мастер-класс и сообщение по теме Носители и устройства внешней памяти. Эти учащиеся рассказывают одноклассникам о устройствах внешней памяти и демонстрируют их применение.

Используя информацию на слайде, впишите устройства, относящиеся к видам памяти.

Ученики изучают слайд: Носители и устройства внешней памяти Записывают : Внешняя память и устройства:

Магнитная память -

Оптическая память -

Электронная память– Учащиеся слушают сообщение. Смотрят мастер класс. Заполняют таблицу данными .

Самоконтроль

Сегодня на уроке вы узнали много нового, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер « Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.

Молодцы! Все справились с заданием!

А теперь проведем небольшое соревнование, победители получат пятерку.

(Учащиеся делятся на команды по 2 парты)

Необходимо ответить на вопросы и заполнить клетки кроссворда.

(Похвалить команды учеников, выполнивших раньше других, поставить оценки).

Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера

Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю

10 мин

Итоговый

Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?

В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?

Подвести итоги: какие оценки получены, кто работал активнее.

Домашнее задание: п. 2.2;

Дети отвечают на вопросы

5 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Основные компоненты компьютера и их функции __

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Инновационные учебные материалы

информационный

презентация

Второй этап работы с информацией – это её обработка и преобразование. Обработкой входных данных занимается Центральный Процессор (ЦП). ЦП – это микросхема, способная выполнять определенный набор (несколько сотен) команд, направленных на преобразование данных.

ЦП выполняет арифметические действия, логические операции и осуществляет управление всем компьютером. Команды, адресованные ЦП для автоматизации процесса обработки входных данных, объединяются в блоки и хранятся в памяти компьютера или на диске. Эти блоки называются программами . Таким образом, входные данные, введенные в память компьютера пользователем, обрабатываются центральным процессором по заранее составленной программе. Результаты обработки сохраняются в памяти компьютера, после чего начинается третий этап работы с информацией.

Устройства вывода информации

(монитор, диски, принтер)

Третий этап работы с информацией – это получение результатов обработки информации (вывод информации).

Существует несколько методов представления выходных данных. Каждый метод связан с определенными компонентами компьютера и с определенными этапами выполнения программы. Рассмотрим три основных метода вывода информации:

Вывод данных на монитор. Монитор присутствует у всех персональных компьютеров. На экране монитора можно воспроизводить информацию в двух режимах: графическом и текстовом.

Текстовый режим позволяет выводить на экран только текст из различных символов (буквы, цифры, специальные символы). Вывод символов возможен только в ячейки матрицы, обычно 80 столбцов и 25 строк. Размер ячеек строго фиксирован. На ранних этапах развития компьютеров (70-80 годы), в основном, применялся именно этот режим.

Графический режим позволяет рассматривать экран как множество точек (например, 800 на 600 точек). Вся выводимая информация складывается из наборов точек разного цвета. Графический режим более универсален и удобен, т.к. позволяет легко воспроизводить не только текст, но и любые изображения, менять шрифты и др. В графическом режиме работают большинство игровых программ, Windows и др.

Вывод информации на диски. Все данные, введенные в компьютер, или результаты обработки можно записать на диск с целью продолжительного хранения. Обслуживание диска осуществляется полностью на программном уровне. Поэтому для сохранения данных пользователю необходимо выполнить определенную функцию работающей программы. Обычно это «Сохранить» или «Закрыть». В дальнейшем информация, сохраненная на диске, может быть вновь извлечена для обработки или просмотра.

Вывод информации на принтер. В некоторых случаях необходимо получить твердую (бумажную) копию результатов обработки данных. Для вывода информации на бумагу существует принтер. Печать изображения или текста на бумаге может осуществляться разными методами. В зависимости от метода печати различают матричные принтеры (их работа основана на механических ударах игл по красящей ленте), струйные принтеры (разбрызгивание жидких чернил через сопла), лазерные (распределение тонера с помощью лазера и намагниченного барабана).

Программы и данные

Из рассмотренного выше следует, что информация – это основная точка приложения в работе компьютера. Поскольку компьютер – это только сложная машина, информация внутри неё должна быть строго структурирована, иметь определённый формат. Мы не будем разбираться в тонкостях представления информации на самом низком, машинном уровне. Вполне достаточно для понимания и работы остановиться на понятии файл .

Файл – это поименованный блок однородной информации, хранящейся на диске или другом запоминающем устройстве. Файл можно сравнить с упаковкой для информации. Информация, упакованная в оболочку файла и названная уникальным именем, очень удобна для использования в работе компьютера.

Всю информацию, используемую в компьютере, необходимо разделять на два класса: программы и данные.

Данные – это информация, предназначенная для обработки, либо являющаяся результатом обработки другой информации. Любые однородные данные упаковываются в файлы, такие файлы называются файлами данных . Например, текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на диске в специальном файле данных – текстовом файле или, как его часто называют, текстовом документе .

Программа – это информация, предназначенная для центрального процессора. ЦП способен выполнять различные операции обработки данных, но для этого ему необходимо постоянно давать команды. Команды для ЦП можно давать в диалоговом режиме, но это занимает очень много времени и требует глубоких знаний от пользователя. Поэтому, для удобства, последовательность команд, адресуемых ЦП и отражающих алгоритмы обработки данных, упаковывают в файл и сохраняют на диске. Такой файл называется программным файлом.

Вывод: ЦП может обработать данные, причем разными путями, но он не знает, как именно нужно обработать конкретные данные в конкретный момент времени. Данные – это сырье для работы ЦП и получения результата. Программа – это последовательность команд для работы ЦП над данными с целью получения искомого результата. Только слияние всех трех компонентов: ЦП, программы, данных – обеспечивает целенаправленность работы компьютера.

Классификация программ

Для компьютеров существует огромное количество программ. Все программы следует разделять на два принципиально различных класса: операционные системы и прикладные программы или приложения.

Операционная система (ОС) – это программа, загружаемая при включении компьютера. Она полностью обеспечивает управление всеми компьютерными компонентами и распределением ресурсов компьютера. Операционная система запускает прикладные программы и обеспечивает их связь с компьютером и пользователем. Основная причина необходимости операционных систем состоит в том, что команды, отдаваемые ЦП и другим компонентам компьютера, – это команды очень низкого уровня (например, команда указания номера дорожки на диске, куда будет записываться информация, команда позиционирования магнитной головки дисковода и т.п.), а для действий пользователя или прикладной программы их необходимы тысячи. Операционная система скрывает от пользователя и от прикладных программ эти сложные подробности и предоставляет удобный интерфейс для работы. Другими словами, ОС облегчает взаимодействие компьютера и пользователя.

Прикладные программы или приложения – это программы, запускаемые из операционной системы и содержащие алгоритмы, служащие для обработки конкретных данных. Приложения тесно связаны с ОС, т.к. используют её для связи с компьютером, поэтому все они классифицируются по принадлежности к определенным операционным системам. Например, приложения для Windows, для Mac X, для DOS и др.